Ferdinand Hodler
1853 - 1918
Художник родился в бедном районе Берна и в 18 лет переехал в Женеву, поступать в Академию художеств. Чтобы хоть как-то прокормиться, рисовал пейзажи, которые нравились туристам — поля, озера, горы в тумане. А в свободное копировал работы старых мастеров.
Заговорили о Ходлере благодаря его картине «Die Nacht (Ночь)», на выставке в Париже ее хвалил даже Роден. Правда, в Женеве полотно сочли слишком вызывающим и показывать запретили.
Из-за нехватки средств с юных лет художник привык задумываться о будущем, поэтому не пренебрегал знакомствами в художественных кругах. Эти знакомства обеспечивали ему участие в выставках, а также внимание меценатов и коллекционеров. Правда, в трудные времена ему все равно приходилось возвращаться к пейзажам — их предпочитали даже богатые заказчики.
Ходлер был первым модернистом в Швейцарии, так что ему досталось от соотечественников за все направление сразу. Например, его картины отказывались экспонировать из-за «неестественной цветовой схемы».
Зато его очень полюбили в Германии, и сразу приняли как «немецкого» художника.
Эта благосклонность исчезла с началом Первой мировой войны, после того, как Ходлер подписал «Женевский протест» — петицию против артиллерийского обстрела Реймсского собора. Его обвинили в «антинемецких убеждениях», исключили из всех ассоциаций художников, а его работы, находившиеся в общественных местах, протыкали гвоздями.
В начале своей карьеры Ходлер отдавал предпочтение реалистично-импрессионистскому стилю, но в середине 1880-х годов обратился к символизму.
В его работах появились аллегории, метафоры и философские темы, особенно темы старости и смерти. Чрезвычайно реалистичные образы дополнялись разработанным им композиционным принципом — «параллелизмом», который определяется повторением одних и тех же форм.
«Я называю параллелизмом любое повторение. Когда я сильнее всего чувствую притяжение вещей в природе, это всегда впечатление единства».
#SchweizerModerne@tutiskusstvo